Члены АСС рассказывают о поездке в Петрозаводск на судебное заседание по делу Юрия Дмитриева

Ниже мы публикуем впечатления членов Ассоциации о недавней поездке в Петрозаводск на очередное судебное заседание по делу руководителя карельского отделения общества «Мемориал», историка Юрия Дмитриева

Любовь Сумм:

Любовь, что движет солнце и светила

То, что делает Юрий Дмитриев, возвращая сухим костям имена — возвращая людям родных, заполняя пустоту, о которой человек порой и не помнил — дело любви. Леша Огнёв на обратном пути из Петрозаводска: «Юрий Алексеевич обещал найти мне прадеда». Мастер Дима, выслушав рассказ о поездке: «Надо бабушку спросить, прадед пропал и не знаем ничего».

Восполнение. Жизнь становится больше, а не иссякает в ужасе перед репрессиями, истреблением, бессмысленной смертью. Не обличения ради четверть века совершается эта работа. Не ощущается в Юрии Дмитриеве праведного гнева, уличить палачей, расставить точки. Рядом с ним затихает возмущение в тех, кому оно более по темпераменту свойственно. Сам он — ершистый, ловкий на слово, насмешливо подбадривающий плетущихся по морозу, упертый в своем деле — внутренне, в самой сердцевине, тих.

На Зарецком кладбище – первый мемориал репрессированным, там упокоились кости, собранные в карьере кирпичного завода под Петрозаводском. 30 октября 1991 года было торжественное захоронение, кажется, первая такая церемония в современной России, в следующие годы находили и хоронили еще. Даже пересчитать эти кости – от скольких они человек – и то непросто. 450 их здесь или чуть больше.

Тем более трудно восстановить имена.

— Вот она, Айно. По ней опознали. – Юрий Алексеевич осторожно счищает снег с плиты, проступают буквы. – Гребешок нашелся с именем.

В расстрельных списках оказалась одна-единственная Айно. Так удалось соотнести один из актов – с одним из групповых захоронений. И несколько десятков человек обрели имена, годы жизни, родство. К ним приезжают, их ищут, о них говорят.

450 человек уместилось под несколькими плитами. Сухие кости занимают куда меньше места, чем если каждому по могиле. Маленькие они и нуждаются в заботе. Назвать по имени, сыскать родных, передать с рук на руки. Рядом на дереве фотографии, веночки, малый дар тех, кто благодаря Дмитриеву обрел утерянных родных. Все дышит нежностью, надеждой жизни.

27 февраля. Юрий Дмитриев на Зарецком кладбище Петрозаводска.

Фото Глеба Пайкачёва

Наталия Соколовская:

26 февраля вечером приехали из Петербурга в Петрозаводск с историком, создателем многотомного «Ленинградского мартиролога», коллегой и другом Ю. А. Дмитрива — А. Я. Разумовым. На перроне нас встречал Юрий Дмитриев. Он классный. Открытый, душевный. И слишком настоящий, чтобы не раздражать нынешнюю мертвичину всех уровней. И то, что тот морок, в который погрузили его мерзавцы, подходит к концу — большое счастье.

Утро было ясное, безветренное и морозное. Оказалось, что Петрозаводск не плоский город, а на холме! И с моего холма было видно Онежское озеро.

Промежуточный результат суда – это большая победа: экспертиза центра Сербского установила, что Юрий Дмитриев психически здоров и не имеет сексуальных отклонений. Цитирую слова экспертизы и понимаю всю дикость произошедшего. Эти мерзавцы всегда умели бить подло, запрещенными приемами.

После заседания суда был поход, или, точнее, паломничество (экскурсией все же назвать не решусь) на старое кладбище, где усилиями Ю.А. Дмитриева обрели упокоение останки убитых властью наших соотечественников. Зашли в церковь. Потом отправились обедать, все вместе, много хороших людей. И это было замечательно.

Группа поддержки, приехавшая в Петрозаводск (Московская Киношкола, ассоциация «Свободное слово», Сахаровский центр, Петербургский ПЕН-клуб)

Мариэтта Чудакова:

вся намеченная программа — встреча с Юрием Дмитриевым в коридорах суда, викторины со школьниками в разных библиотеках Петрозаводска (и не только — Шуя и Кондопога…) и Великого Новгорода, начало реализации конкурса сельских школьников России «Знание — сила!», мои публичные лекции «Чего мы не знаем о 1917-м и 1918 гг.» и встречи поэтов со взрослыми читателями и со школьниками (они запомнят!!) – выполнена

Петрозаводск. 27 февраля. Мариэтта Чудакова читает публичную лекцию «Что вы не знаете о 1917 годе».

Фото Игоря Харичева