Памяти Владимира Войновича

Поздним вечером 27 июля ушел из жизни, ушел от нас и останется с нами Владимир Войнович, большой писатель, отважный, веселый и мудрый человек. В сегодняшних некрологах СМИ вспоминают: «В мае 2018 года Войнович был среди тех, кто подписал заявление ассоциации «Свободное слово» с требованием передать осужденного в России Олега Сенцова властям Украины». Это правда. Как правда и то, что Владимир Николаевич выступал в поддержку преследуемых историка Юрия Дмитриева, калининградского журналиста Игоря Рудникова, учителя и стихотворца Александра Бывшева… Он был искренним, глубоким и настоящим — в каждом слове и каждом своем проявлении. И ненавидел лукавство и пошлость.

«<...> Сейчас вернулись времена, — написал он в феврале 2016 года руководителям правозащитной писательской организации, в которой в тот момент еще состоял, — когда защита прав человека в нашей стране стала вновь делом рискованным. И возродилась порода умников, которые правозащитниками быть боятся, а слыть хотят. И готовы заниматься выборочной правозащитой, в пределах разрешенных властями. Но разрешенная правозащита кажется мне подобной разрешенной литературе, которую Осип Мандельштам сравнивал с анализом мочи критика Горнфельда. Скажу резче. Защита прав человека, чем опаснее, тем нужнее. В таких условиях быть правозащитником почетно, а называться правозащитником, не будучи им, должно быть стыдно».

Одна из первых публикаций Владимира Николаевича — повесть, напечатанная в 1963 году в «Новом мире» — называлась «Хочу быть честным». И это стало камертоном всей его жизни.

Владимир Войнович стоял у истоков нашей ассоциации. Для нас его уход — еще и огромная личная потеря.

Скорбим. И выражаем глубочайшие соболезнования всем близким Владимира Николаевича.

. . .
Жена писателя Светлана Колесниченко сообщила агентству РБК, что «с датой и местом прощания пока еще не определились, но похороны будут, скорее всего, в понедельник».